Вестник ВолгГМУ
Ежеквартальный научно-практический журнал

УДК: 612.824

ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

В.Б. Мандриков1, Г.А. Севрюкова2,3, И.Б. Исупов3, В.А. Лиходеева4

1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра физической культуры и здоровья; 2ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», кафедра промышленной экологии и

Резюме

У студентов высших учебных заведений во время аудиторных занятий, промежуточного контроля знаний и экзамена выполнены исследования динамики пульсового кровенаполнения головного мозга, тонуса его резистивных артерий и церебрального венозного оттока крови. Установлено, что у большинства обследованных лиц имелись негативные изменения тонуса резистивных артерий головного мозга и затруднение венозного оттока крови во время различных форм контроля знаний. Изменения церебрального кровотока оказались наиболее существенными во время экзамена. В период экзамена у обследуемых лиц наблюдалась ситуативная тахикардия, симпатикотония, что негативно влияло на тонус резистивных артерий головного мозга и венозный отток крови. Развитие ситуативной симпатикотонии необходимо учитывать при ежегодных обследованиях обучающейся молодежи.

Ключевые слова

церебральная гемодинамика, тонус артерий, венозный отток, умственная деятельность, эмоциональное напряжение, тахикардия, реоэнцефалография.

Контакты

Севрюкова Галина Александровна – д. б. н., доцент, профессор кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Волгоградского государственного технического университета, e-mail: sevrykova2012@yandex.ru