УДК: 159.922:378.661
В.А. Винокур1, В.В. Болучевская2
1ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург; 2ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Росси
В настоящее время все активнее рассматривается необходимость внедрения новых технологий обучения в медицинском образования, позволяющих перейти от преподаватель-центрированного подхода, основанного на директивном стиле обучения, главным образом, за счет перегрузки учебных программ лекциями, к слушатель-центрированному подходу, предполагающему активные образовательные технологии, в частности проблемно-ориентированное обучение. В медицине модель обучения направлена главным образом на усвоение учебной информации, а не на развитие практических навыков, и расхождение между учебной и профессиональной деятельностью, предполагающей органичный сплав знаний и навыков, существенно возрастает. Опыт ряда стран позволяет рассматривать проблемно-ориентированное обучение в медицине как одну из наиболее продуктивных образовательных технологий. Ее основной принцип – самонаправленное обучение через активную работу в группе при поддерживающей, фасилитирующей, стимулирующей, направляющей роли преподавателя. При этом новые знания интегрируются значительно легче, поскольку для обучающихся этот процесс внутренне мотивирован, а сам групповой стиль работы способствует поддержанию и более успешному осуществлению этой мотивации. Ключевыми словами здесь являются «найти, создать, освоить». К ним относят и hard – skills (собственно профессиональные навыки), и soft – skills (навыки, специфичные для специалистов коммуникативных профессий, – креативность, умение развивать и поддерживать взаимодействие и сотрудничество в команде других профессионалов, коммуникативная компетентность, когнитивная гибкость, умение справляться с эмоциональным напряжением в процессе работы и т. д.). Эффективность проблемно-ориентированного обучения позволяет успешно разрешать задачи, связанные с подготовкой квалифицированных медицинских кадров, и может быть существенно повышена при использовании современных информационных технологий. Эти возможности в сочетании с идеологией активного обучения позволяют индивидуализировать процесс восприятия, усвоения и закрепления знаний. В статье аргументируется целесообразность активного внедрения проблемно-ориентированного обучения в структуру медицинского образования, рассмотрены психологические аспекты этого процесса, его методические характеристики и этапы проведения. Анализируется роль преподавателя и основные аспекты его работы в проведении проблемно-ориентированного обучения в медицине.
медицинское образование, проблемно-ориентированное обучение, процесс и структура, психологи-ческие аспекты.
Винокур Владимир Александрович – д. м. н., профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург), e-mail: vavinokur@mail.ru