УДК: 612.821
А.П. Астащенко, О.И. Тюнина, Е.С. Баева, Е.В. Дорохов, Н.П. Горбатенко, О.В. Комиссарова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Воронеж, Российская Федерация
Формирование функций восприятия и произвольного внимания – это основа развития познавательной деятельности ребенка. Изучены особенности реализации процессов произвольного внимания на моделях простого и сложного зрительного поиска в группах испытуемых с возрастным диапазоном от 8 до 18 лет. Анализировались время реакции, ошибки (пропуски цели, ложные тревоги), время на когнитивные процессы, корреляционные связи и особенности эффективности внимания у испытуемых с разной учебной успеваемостью. Время поиска одного элемента в случайном месте пустой решетки уменьшается с возрастом. Ошибки типа «ложная тревога» преобладают в младших возрастных группах. Эффективность зрительного поиска может являться одним из критериев учебной успеваемости. Юноши и девушки с низкой учебной успеваемостью совершают значительно большее количество ошибок типа «ложная тревога» в задачах зрительного поиска. Для осуществления сенсомоторных реакций фронто-париетальная система внимания является основной. Созревание данной системы может быть основой увеличения эффективности внимания с возрастом.
зрительный поиск, внимание, сенсомоторные реакции.
Астащенко Анжела Павловна – к. б. н., доцент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, e-mail: cercea1@rambler.ru